Leemary


1.
__CRuOdW9bM (500x334, 93Kb)Влияние ароматов на физическое и психологическое здоровье человека известно с незапамятных веков. О том, что человек был знаком с чудесами, которые могут творить ароматы, свидетельствуют сосуды для благовоний и изображения душистых растений и их элементов, найденные при раскопках древнейших цивилизаций.
В Библии и Коране мы встречаем упоминания о натуральных ароматических веществах, используемых древними людьми в различных целях: ритуальных (обрядовых), эстетических и лекарственных. В Коране говорится: «Запах – это пища, пробуждающая дух».
В Махабхарате и Рамаяне упоминаются ароматические свечи и палочки, применяемые для облагораживания помещений и для проведения различных магических ритуалов и лечения недугов.
Древнегреческий поэт Анакреон (ок. 570–487 до н. э.) считал, что душистые палочки оказывают благотворное влияние на мысли и чувства. Китайский философ Ван Вэй так писал своему ученику: «Ароматы действуют на тебя очищающе и восстанавливающе, укрепляя твою энергию и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением». Елена Рерих упоминает в письмах о том, что «запахи способны управлять настроением и работоспособностью».
В средневековой Европе чума стала бичом, и люди, не имея еще эффективных лечебных и профилактических средств в борьбе с этим страшным недугом, окуривали «зараженный» воздух: врачеватели рекомендовали собирать коренья и цветки ароматических растений, высушивать их и сжигать. Такие ароматические костры приказывалось жечь по всему городу каждые двенадцать часов. Огромные костры из сосен давали едкий дым, который, как считали, был очень эффективным. Ароматические свечи горели в лазаретах. Каждое ароматическое средство, известное к тому времени, использовалось как антисептик.
Но считается, что традиция воскуривать благовония пришла к нам из пещерных времен, когда первобытные люди обожествляли огонь и поклонялись ему. В те далекие времена в огонь бросалось мясо жертвенных животных и ароматные смолы. Затем этот ритуал превратился в традицию сжигания лепестков растений и ароматных трав.
Многие древние народы использовали душистые вещества не только для совершения обрядов и церемоний, но и для лечения, а также бальзамирования умерших. Применение ароматических веществ в древности было таким же обыденным, как омовение или прием пищи.
Использование ароматов свойственно православной церкви, где богослужения и все таинства сопровождаются каждением – прихожан и внутреннее пространство церкви таким образом освящают курящимся ладаном.
В буддистских и индуистских монастырях и храмах курятся ароматные палочки.


2.
_D04NwbdzZA (700x465, 305Kb)
Ароматы помогали поддерживать молодость и красоту (роза, нероли), облегчали роды (гвоздика, жасмин); их применяли для укрепления тела (лимон, можжевельник, сосна), для занятий духовными практиками (мирра, ладан). Ну и, разумеется, ароматы использовались при занятиях любовью, для пробуждения страсти (ветивер, иланг–иланг, мускус, другие афродизиаки).
Древние египтяне, греки, римляне ценили благовония как золото, серебро, специи, считая их символами богатства, и преподносили в качестве ценнейшего подарка.
Древние египтяне считаются отцами мировой культуры ароматов. Они обладали обширными знаниями о растениях, владели всевозможными секретами получения природных экстрактов, о чем свидетельствуют рецепты, найденные археологами. Один из таких рецептов рекомендует мирру, ягоды можжевельника, семена пажитника смешать с вином и медом.
Египтяне первыми стали применять эфирные масла для бальзамирования. Именно у них греки и римляне научились искусству применения ароматов.
В Древней Греции популярность благовоний достигла пика в Афинах в V веке до н. э. Тогда, как писал Геродот, отец истории, «вся Греция благоухала ими и источала на диво сладостный аромат». Руки красавиц пахли мятой, тела умащивались пальмовым маслом. Воины носили с собой целебную мазь, приготовленную из мирры. Приемы устраивались в банях с ароматным паром. Спальни осыпались лепестками роз. Торжества сопровождались воскуриванием ладана, «открывающим души», на городских кладбищах курился фимиам. Ароматы окружали всех, от младенцев до стариков. А в могилу умершего обязательно клали флакон с благовониями. Все это неудивительно – ароматам древние греки приписывали божественное происхождение.
Благовония были популярны и в Риме. Здесь ароматизировали не только вина, одежду, но и улицы, по которым проезжал император.
Простые духи римляне производили из трех компонентов: цветов розы, горького миндаля, нарциссов; сложные включали в себя от восьми до двенадцати компонентов. Самые сложные духи были составлены для одного из парфянских царей и назывались «царскими». Римляне первыми стали использовать стеклянные сосуды для хранения благовоний. (Техника выдувания стекла была изобретена в Сирии в I веке до н. э.)
К тому же римляне стали искусно применять ароматические растения в кулинарии. Свои вкусовые пристрастия распространяли по всему своему пути продвижения легионеры, приучив таким образом европейцев употреблять ароматические снадобья в пищу: к таковым относятся тмин, базилик, анис, кориандр и др.
С падением Римской империи пришла в упадок и аромакультура.
А вот в Малой Азии древнейшее знание ароматов сохранилось и по сей день. Пророк Магомет говорил, что больше всего на свете он любил женщин, детей и духи. Арабы немало преуспели в развитии парфюмерии и в искусстве применения ароматов. Именно они изобрели первый перегонный куб (араб,«ваза»), усовершенствовали технику дистилляции и первыми получили масло из лепестков дамасской розы. Это масло ценилось на вес золота из–за сложнейшей технологии его производства и малого выхода конечного продукта.
Опытный сборщик лепестков розы собирает от пяти до восьми килограммов за час, притом что из пяти килограммов лепестков получают чуть более одного грамма розового масла.
Арабы же подарили миру важнейший компонент парфюма – спирт (араб.«alkohol»). С его изобретением стало возможным производство парфюмерных изделий, близких по составу современным духам.
Искусство использования ароматов вернулось в Европу в XI веке – когда крестоносцы из похода в Иерусалим привезли арабские благовония. С XII века в Европе начинается бурное развитие в области парфюмерии(слово происходит из лат.fumo, что означает «дымить, окуривать». Итальянцы называли парфюмом благовоние, которым окуривали помещения для избавления от злых духов. Во Франции слово «парфюм» использовалось в современном значении – «благоухание», «духи». В русский язык слово вошло в XVIII веке). Этому способствовала алхимия и умение дистиллировать. Столицей парфюмерии становится Венеция. Туда привозят на переработку пряности с Востока. Марко Поло привез из путешествия мускатный орех и гвоздику, арабские моряки доставляют корицу, шафран, имбирь. Анис, тимьян, базилик выращивают в Европе.


3.
_l-LgSBzKhE (616x462, 284Kb)
XVII век становится временем славы великих европейских парфюмеров. Получают известность европейские травники, среди которых Чарльз Геральд, Томао Калпепер, которые описали свойства ароматических масел, заложив тем самым основы ароматерапии. В женском монастыре Санта–Мария–Новелла, во Флоренции, изобрели ароматическую смесь, которая стала пользоваться невероятным успехом у верующих, и тогда аптекарь из Кёльна Джованни Пауло Фемини пустил в ход все средства для обольщения настоятельницы монастыря, чтобы выведать у нее рецепт парфюмерной воды. Затем Фемини стал сам изготавливать и продавать средство Eau de Cologne(вода из Кёльна, кёльнская вода) – ныне известное как одеколон. Кроме ароматных вод в Европе применялись туалетные уксусы, особенно ставшие популярными во время эпидемии чумы во Франции в 1720 году. Один из туалетных уксусов совершил чудо: четверо, обиравшие трупы умерших в Марселе, не заболели смертельной болезнью, несмотря на существовавшую для них чрезвычайную опасность, – они дезинфицировали руки таким уксусом. Воры не были казнены, их помиловали, так как те открыли властям рецепт чудодейственного дезинфицирующего средства, называемого потом «уксус четырех воров».
Вера Склярова «Любовная магия»